Равнодушным не останется ни один читатель

Отзыв на книгу Юрия Мамлеева «Невиданная быль»

В своей книге автор виртуозно сочетает прозу и поэзию. Удивительно, как можно создать рукопись, в которой собраны такие сильные тексты, написанные одновременно в стихах и в рассказах! Своеобразный взгляд на мир, которым Мамлеев обозревает окружающую его действительность, способен повергнуть читателя в шокирующее состояние, сдобренное ощущением брезгливости и страха. При этом просыпается интерес – что же будет дальше?! Для усиления первоначального эффекта автор использует красочные эпитеты, резкие сравнения, неожиданные образы и описания. Остается только удивляться, насколько разнообразен и ужасен может быть наш мир или другие миры. Мамлеев описывает оборотную сторону привычного каждому человеку мира: с его несовершенством, убожеством, но при том не такого жуткого и наполненного различными тварями. В стихах автора можно найти очень смелые и достоверные описания этих чудовищ, словно бы выпрыгнувших из ночных кошмаров прямо на страницы этой книги.

«Я невинная тварь, кто детей пожирает в тумане.

Сумасшедших ночей предо мною горит горизонт.

Что увижу я в мире, наполненном черным обманом,

Где горящие храмы похожи на сказочный сон?!»

В первой части книги стихам предшествует рассказ «Праздник», по сути являющийся предисловием к следующему за ним сборнику стихов. Герой рассказа очень близок читателю – обычный человек, которого можно встретить на улице, который живет по соседству или едет рядом в автобусе. Таких много и они никогда и ничем не привлекают к себе внимания. Главный герой влачит скучное существование, когда в его судьбу вмешиваются высшие силы, и он вдруг осознает, что есть что-то за гранью его понимания. Он всегда это знал и где-то в глубине души ждал этой встречи. Один из гостей вручает герою книгу стихов, в которых он собрал свои мысли и чувства во время путешествий по другим мирам.

Нельзя однозначно судить об этих стихотворениях. В них собраны странные и порой ужасные образы, события, которые уносят за собой читателя в самое сердце Бездны, в глубины ужаса и тьмы. Где они, эти миры? Почему для тварей, живущих в них, нет другого пути? Кто их создал и с какой целью? Столько вопросов повисает в воздухе, не находя ответов. И самое главное, что волнует читателя – где автор видел или соприкасался с этими реальностями? В каких тайных закоулках мироздания он обнаружил этих чудовищ?

В общепринятых представлениях о других мирах, о параллельных реальностях люди обычно видят высокоразвитые цивилизации или гуманоидные расы. На другой чаше весов покачиваются религиозные представления о загробной жизни, которые складывались с самого первого дня зарождения человечества. Пресловутые ад и рай. Если проводить параллели, то описанные автором миры скорее можно отнести к «адскому» варианту. Покинутые, обреченные на вечную жизнь твари, которые наблюдают череду смертей и перерождений, не в силах остановить этот бесконечный поток. При этом автор стихов явно верит в спасение души как таковой и намекает читателю на это, ищет выхода и спасения:

«Как мне выйти из черного леса моей беззащитной тревоги?

Как узнать, что сулит мне непознанный, ласковый бог?»

В современном мире, насквозь пропитанном грязью, аморальностью и грехом, тихие голоса, призывающие спасать свою душу, тонут в городском смоге и гомоне толпы. Чтобы встряхнуть людей, повернуть их обратно на истинный путь, необходима шоковая терапия. Сегодня человечество постоянно ожидает нового Армагеддона, не замечая, что он уже давно и прочно царствует на Земле. Многочисленные фильмы, книги, предзнаменования, найденные записи майя – люди сознательно ожидают конца света, но не боятся его. Скорее их интересует эффект, который произведет это действо. Что будет потом? Только этот вопрос волнует умы миллионов, и никто не пытается думать о спасении души. История знает примеры «черновиков» конца света: Всемирный потоп, в котором, судя по Библии, утонули все люди и животные. Спасен был только праведник Ной и его семья. Сегодня это замечательный сюжет для очередного бестселлера.

В книге автор умелыми штрихами наносит на картину читательского мироощущения всё новые и новые мазки, призывая задуматься о современных реалиях и истинных ценностях. По словам Мамлеева материальные блага однажды обратятся в прах, который просыплется сквозь пальцы, оставив тончайший слой пыли на руках. Важнее спасать душу, считает автор таких строк:

«Не поможет им злоба обманов, шелест денег, печать Сатаны.

Одержимые твари из ложа видят мрак преступлений своих».

В стихах речь часто идет о возмездии за совершенные когда-то проступки и все чаще читатель может представить себя самого на месте описываемых существ и вздрогнуть от отвращения.

Во второй части книги автор продолжает линию эзотерических настроений и знакомит читателя с личностью Александра Трепетова. Причем понять, что представляет собой этот герой, читателю предстоит из обрывочных описаний других героев романа «Московский гамбит» и последующего цикла стихов, написанных как бы от лица самого Трепетова. Все порывы души Александра, выраженные в стихах, наилучшим образом позволяют понять ощущения и мысли автора:

«Ада нет, и рай не будет жить.

Гаснет хохот дьявола железный…

Будет то, чего не может быть».

Любопытна сама манера изложения Юрия Мамлеева – от лица своих героев, проникнув в саму их суть, автор сливается с ними и предлагает читателю самостоятельно разбираться, кто есть кто в этой книге. Тем удивительнее будет ему обнаружить, что многие строки находят отражение в его собственной душе. Поиски внутренней свободы, которые привычно выражаются в мятеже и бунтарских выходках, в данном случае представлены немного более завуалированно. Автор противопоставляет свободу духа жизни тела и намекает на внутренние поиски истины, которая необходима каждому человеку:

«Скорби не ведает знающий Бога,

Скорбь предназначена детям Его,

Мир этот темен, как тайное Слово,

Но глупого счастья в нём полно».

Здесь слышны лишь отголоски мира Бездны, которая охватывает всю первую часть книги. Теперь автор ведет читателя по пути к истине.

Третья часть «Невиданной были» посвящена России – непоколебимой, свободной и вечной. Для каждого русского человека имя его Родины пропитано любовью и радостью. Так было всегда: история помнит примеры многих изгнанников, кто даже под страхом смерти возвращался домой, ибо жить вдали от России для них означало добровольную погибель. Автор задумывается о том, почему Россия обладает такой небывалой силой притяжения, с чем связан такой дух и менталитет российского человека, и приходит к выводу о вмешательстве высших сил. Привычная для русских Россия всегда была и навсегда останется такой, потому что вся суть страны заключена в непостижимом русском духе, который неистребим, пока живы сами русские. Для иностранцев это удивительная загадка, для русских – это так же обыденно, как умение дышать.

«Бесконечна ты, Русь, бесконечна!

Волны ада не тронут тебя.

В глубине нам неведомой вечности

Ты живешь, свое сердце храня».

Четвертая часть книги начинается рассказом «Утопи мою голову!» Именно в этом призыве заключена основная мысль рассказа. Герой Мамлеева далек от потусторонних миров, его связь с ними происходит только после смерти соседской девочки Тани. Сначала в виде голоса, затем обретая «потустороннее» тело, погибшая требует от героя бросить ее голову в воду. Для человека, который никак не связан с загробной жизнью, это становится откровением и навязчивой мыслью. Читатель вместе с ним начинает переживать это открытие, буквально кожей ощущая присутствие умершей девочки рядом с собой. Считается, что если мертвый приходит с просьбой, нужно непременно сделать это, чтобы душа успокоилась. Главный герой выполнил желание духа. В стихотворениях, следующих за рассказом, он описывает свое новое мировоззрение, желая вернуть все на круги своя.

«Мне не надо других измерений.

Лучше будет, как было всегда».

Заключительная часть книги знакомит читателя с человеком, который далек от потусторонних сил – да и от окружающего мира непостижимо далек. Он живет в своем собственном мирке с проблесками редких мыслей, пугающий и отстраненный. Однако при этом душа его иногда устремляется ввысь, к Богу, и тогда отступает назад даже его убогая телесная оболочка. Для читателя этот герой может быть малосимпатичен, он скорее вызывает жалость или отвращение, в зависимости от моральных устоев каждого. Стихи, написанные от лица «человека с лошадиным бегом» так же просты и незатейливы, как он сам. В них нет замудренных фраз, сложных сравнений и описаний, они близки и понятны любому человеку. В этом герое автор воплотил душу, которая, несмотря на земное убожество и отличие от высокодуховных личностей, стремится к спасению. Возможно, именно этот человек является более счастливым в своем воплощении, чем многие другие, ведь не зря говорят, что «счастье в неведении». Разрозненные мысли героя воплощаются в одну светлую и понятную мысль – стремление к Богу:

Надоело мне, милые, шляться

Среди странных задумчивых рож.

Лучше к Господу выше подняться

Иль исчезнуть, как юркая вошь.

В целом сборник производит расщепляющее впечатление, которое в дальнейшем только усиливается. Автор добился сильных, ярких образов и точности формулировок, а образы отлично прописанных, характерных лирических героев поэтически расширяются стихами, вложенными им в уста. Какие бы приёмы не использовал автор, он сумел донести до своего читателя мысль о существовании потусторонних миров и высшей силы, которая незримо всегда рядом, хотим мы того или нет. О прочитанной книге можно долго и безуспешно спорить, обсуждать ее, негодовать и восхищаться – но равнодушным не останется ни один читатель.

Вероника Устьянова, сентябрь 2014

Юрий Мамлеев. Невиданная Быль

Юрий Мамлеев. Невиданная Быль